Евгения (evaevg) wrote in dybrova,
Евгения
evaevg
dybrova

Category:

Тема недели - О власти или не все хотят руководить

Когда мы обсуждали взаимоотношения мужчины и женщины, многие высказывались в том духе, что отношения должны строиться на партнерстве, и как только мужчина в лучших традициях ненавистного птриархата захватывает лидерские позиции, то сразу же начинается тирания, но которую они не согласные. Ну, оно и понятно, кто ж захочет добровольно попасть в зависимость от мужа-тирана?


Власть вообще многие люди представляют себе очень странно. Типа, человек сидит на кресле (троне, диване, нужное подеркнуть) желает то, чего захочет его левая пятка, а остальные подчиненные (подданные, домочадцы) носятся вокруг, исполняя идиотские указания, совершенно не считаясь со своими желаниями. На самом деле, власть - это огромная ответственность, и в идеале руководитель, на мой взгляд, самый несчастный человек. Потому как именно он за все в ответе.

И, знаете, что меня всегда удивляло? То, что практически все хотят руководить. Ну вот почти все поголовно. И в семье, и на работе. Не то, чтобы я совсем уж бежала от ответственности, напротив, мне всегда приходилось за все отвечать самой. Но, может, именно поэтому, я всегда мечтала, что придет кто-нибудь, который хотя бы часть этой самой ответственности переложит на себя.

Помните диалог из культового фильма?

- Из Вас мог получиться хороший руководитель.
- А что, все должны быть руководителями?
- Не все должны быть, но все хотят.
- Был такой римский император Диоклетиан. Так вот, в самый расцвет своей империи, он вдруг отказался от власти и удалился к себе в деревню. А когда из Рима приехали, чтобы просить его вернуться к власти, он сказал: "Если бы вы видели какую я вырастил капусту, вы б перестали меня уговаривать",
- И не вернулся?
- Нет. Так что не все хотят быть руководителями.

Я вот не хочу быть руководителем. Мне сложно даже в сообществе брать на себя ответственность, я постоянно напрягаюсь и рефлексирую, потому что да, я в ответе за тех, кого приручила, как бы пафосно это не звучало.


Например, возмем карьеру. Единственным положительным моментом для карьерного роста для меня являются деньги. Но так уж повелось, что советское пионерское детство не прошло даром. И где-то в подкорке у меня прочно засело, что деньги – зло, а работать надо не за деньги, а за идею. Серьезно, я действительно так считаю, и это, надо сказать, иногда серьезно осложняет мне жизнь в капиталистическом обществе.

Но чтобы не выглядеть этакой неудачницей, прикрывающей свой не самый высокий статус, надуманной идеей, я скажу вам, что это – мой осознанный выбор. И на должности, достаточно высокой, предполагающей руководство несколькими людьми, я побывала. После чего и зареклась.

Выйдя из декрета, мне пришлось начинать карьеру с нуля, поскольку по специальности, без опыта работы (точнее небольшого опыта, отягощенного тремя годами вынужденного простоя) и с маленьким только что отправленным в детсад ребенком меня не брали. Поэтому мама, работавшая тогда в страховании, устроила меня в крупную страховую компанию (не в свою), и начинать мне пришлось с самых низов. Хоть я и именовалась специалистом, но по факту я занималась делопроизводством Департамента. То есть, по сути являлась секретаршей.

Я стала вникать в работу и достаточно быстро доросла до специалиста по оценке риска, потом до начальника отдела, и через четыре года я заняла должность заместителя директора департамента и по факту отвечала за все риски в филиалах, которых компания имела около пятидесяти. В непосредственном моем подчинении было четыре человека (все старше меня). И вот тут-то мне стало совершенно очевидно, что руководитель из меня никакой.

Мне нравится сам процесс работы. Это как постоянное решение логических задач. Руководитель же, как выяснилось, не опускается до текучки, а должен организовать работу своего отдела так, чтобы эта текучка выполнялась. Сразу выяснилось, что мою установку «лучше меня никто не сделает» победить практически невозможно. Сотрудники косячили, я зверела. В результате, я брала на себя львиную долю работы, поскольку мне проще было сразу выполнить все хорошо, чем проверять подчиненных и исправлять их косяки.

Но выполнять работу у меня тоже получалось плохо, так как на нее абсолютно не было времени. Большую часть рабочего времени безбожно сжигали многочисленные совещания, планерки, конференции, отчеты и прочая совершенно лишняя, с моей точки зрения, суета, мало влияющая на работу. К тому же, я столкнулась с полной своей несостоятельностью, как психолога. С двумя сотрудниками, с которыми мы раньше работали на примерно равных позициях, у меня испортились отношения, так как я не смогла грамотно поставить себя, как начальника. Они откровенно саботировали, за глаза обсуждали, каким-таким местом я получила эту должность, постоянно шли на конфликт. Еще одна женщина, которую я взяла себе в качестве фактического заместителя, хоть и была неплохим специалистом, в личной жизни отличалась потрясающим невезением, обладала крайне слабым здоровьем и постоянно притягивала к себе неудачи. Родственники заболевали неожиданными и неизлечимыми заболеваниями, умирали, попадали в автокатастрофы, сгорали вместе с домами. Я безмерно сочувствовала несчастной женщине, но получалось, что между больничными и отпусками за свой счет по семейным обстоятельствам проходило так мало времени, что расценивать ее как полноценного работника не имело ни малейшего смысла. И только один сотрудник, единственный мужчина в отделе, слава богу, был вполне адекватен, и особых проблем я с ним не имела.

К тому же, я искренне считала своим долгом перед своим руководством прикрывать своих сотрудников, принимая всю ответственность и вину на себя, так как контролировать каждый шаг я так и не научилась (иначе мне бы пришлось поселиться на работе, перестать спать, а это в мои планы не очень входило), то огребала я от шефа периодически. Получив свою долю люлей, я, естественно, несла их до своих подчиненных, которые, в отличие от меня, конструктивную критику принимали плохо. Заместительница, пребывающая в вечном трауре и депрессии, впадала в истерику и часто начинала рыдать. Две «бунтующих» надували губы и доказывали мне свою правоту, аргументируя ее «ты начальница, ты и отвечай за все, а нам столько денег не платят».

Через полгода такой жизни, я возненавидела прежде любимую работу. Стала плохо спать, срываться на подчиненных. И когда представился шанс сменить работу, я, выяснив, что моя должность не предполагает наличие подчиненных, с радостью ухватилась за это предложение.

Так что с тех пор я предпочитаю работать, а не управлять. Ибо не мое.

Зато я очень хороший исполнитель. Я не считаю особо зазорным подчиняться тем, кто достоин этого. Напротив, я с удовольствием буду играть на вторых ролях и прикрывать тыл. И это относится не только к работе, но и к семье. К сожалению, про семью мне рассказать нечего. В моих браках мне приходилось становиться лидером, и мне совершенно это не нравилось. Мне всегда казалось, да и сейчас кажется, что лидером должен быть мужчина. Но если на работе большинство стремятся стать начальниками, то в личной жизни среди мужчин мне такие почти не встречались. Именно в понимании взять ответственность, а не в том смысле, что залечь на диван и раздавать указания. Таких-то я встречала, правда, надолго они у меня не задерживались.

И если с карьерой все решилось просто - я принципиально не лезу по этой лестнице, мне комфортнее быть просто обычным специалистом, то в браке такой фокус не проходит. Тут все, к сожалению, намного сложнее.

Когда мы говорим о патриархате, то почему то все сразу же начинают говорить об абьюзе. Типа, дай мужику власть - он сразу и драться начнет, и всячески все запрещать, и плюшек лишать. Может, оно на практике так часто и выходило, к сожалению в обществе практически любая идея на деле вырождается в нечто уродливое и вредное. Но в идеале-то все задумано не так. Муж главный не потому что у него яйца, и он сильнее физически, а потому что он несет ответственность за всю семью, за ее безопасность и материальное благополучие, а женщина при этом прикрывает тыл. И вот именно эта идея, на мой взгляд, прекрасна.

А вообще, в любых отношениях, и рабочих и дружеских и даже любовных, всегда есть лидер (пусть и не явный) и подчиненный. По-другому не бывает. Всегда один генерирует идеи, толкает локомотив, но при этом несет львиную долю ответственности. А второй прикрывает тылы. Но почему-то все хотят именно руководить или считать себя равноправным партнером. Но все равно на деле кто-то сильнее, кто-то умнее, и я, хоть убейте меня, не понимаю, почему все рвутся быть этим самым лидером. Из страха, что партнер, если им не руководить, повернет куда-то не туда? Ну, тогда это вопрос доверия к партнеру...

В общем, давайте поговорим о лидерстве во всех его ипостасях.


Tags: биографическое, гендерное, отношения, тема недели
Subscribe

  • Все уже, а я - нет

    Есть такие штуки, которые считаются must для каждого человека. Не знаю почему считаются, кто эти мерки определил. Стыдно не прочитать "12 стульев",…

  • Веселый ремонт в трудные времена

    Дело было в 1998 году. Грянул кризис, и моя неплохая зарплата уменьшилась ровно вдвое в долларовом эквиваленте. В нашем издательском доме настроения…

  • Три пожара и пять переездов

    Снова понедельник (хотя местами уже вторник), тема недели - ремонт! На самом деле лично для моей семьи это очень болезненная тема. Так случилось,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 88 comments

  • Все уже, а я - нет

    Есть такие штуки, которые считаются must для каждого человека. Не знаю почему считаются, кто эти мерки определил. Стыдно не прочитать "12 стульев",…

  • Веселый ремонт в трудные времена

    Дело было в 1998 году. Грянул кризис, и моя неплохая зарплата уменьшилась ровно вдвое в долларовом эквиваленте. В нашем издательском доме настроения…

  • Три пожара и пять переездов

    Снова понедельник (хотя местами уже вторник), тема недели - ремонт! На самом деле лично для моей семьи это очень болезненная тема. Так случилось,…