Там еще был скандал с выплатой компенсаций - родителям пришлось доказывать свое родство с погибшими детьми, чтобы получить их. Однако не удалось избежать отчислений с компенсации (типа подоходного налога). Трагедия произошла в 1966 году и только в 1997 году родителям вернули снятые отчисления, естественно, без учета инфляции (за 31-то год!).
Похожая ситуация случилась с ней же в 97-м году после гибели Дианы - эта трагедия одного человека, всколыхнувшая весь мир, особенно Британию, которая ждала реакции королевской семьи. И монарх снова молчит (тогда шли нешуточные разговоры о том, что монархия себя изжила). То есть, вроде как трагедия в Аберфане ничему не научила того же правителя. Заметьте - извинений не последовало. За королеву извинялся премьер-министр :)
Так вот, если экстраполировать эти случаи на весь мир, мне подумались две вещи. Первая - все люди допускают ошибки. И правящие лица в том числе. Имеют ли они на это право? Если взять за основу справедливую фразу "любой человек ошибается" - да, имеют. Если подумать о масштабе ошибки - не имеют. Как и врачи, спасатели и т.д. Но они все равно ошибаются, потому, что люди, а людям свойственно ошибаться. Замкнутый круг. Взять сегодняшнюю ситуацию с локдаунами - нет ни одной страны, в которой бы кто-то не пострадал от действий правительства (будь то полный локдаун и смерть бизнеса, или отсутствие мер и смерть людей). И в любой стране вы найдете тех, кто будет винить в этом правительство. Задним умом все крепки, а в процессе? :)
И вторая мысль - есть мышление человеческое и есть мышление глобальное/политическое.
Мышление человеческое - жизнь каждого ценна (и у каждого есть близкие, которые будут его оплакивать).
Мышление глобальное - войну надо выиграть любой ценой, цена, как правило - человеческие жизни и в этом смысле человек - пушечное мясо.
Когда сталкиваются два мышления происходит трагедия, непонимание, рождается ненависть. Для людей, потерявших близких - рухнул весь мир, случился апокалипсис. Для монарха/правителя в масштабах страны - мелкий случай. Быть мелкому случаю никому не хочется. Какой может быть мелкий случай, если мир рухнул, если его надо строить заново, если больше ничего не имеет смысл? А правитель продолжает жить как ни в чем не бывало. Несправедливо. Но ничего не изменишь.