svenika (svenika) wrote in dybrova,
svenika
dybrova

Автопутешествие Рига - Черное море. 1992 год.

Дома мама при генеральной уборке нашла мои записки про наше семейное автопутешествие. В 92 мне было 13 лет и я уже тогда обожала карты, дороги, машины :)) Немного предыстории. В 90-м году родители стали планировать лето 91-го. Собирались поехать к папиной родне на юг. Сейчас это звучит как "вау", а тогда, в рамках одной страны, было обыденным делом. Мама, родом из Латвии, учившаяся в Москве, в свое время с однокурсниками объездила среднюю Азию. Папа, родом из Краснодарского края, в 17 лет приехал в Ригу поступать в один из лучших инженерных авиаинститутов Союза - РКИИГА, а по окончании 3 года проработал в Якутии и на Крайнем Севере. Поэтому путешествие машиной из Риги в Краснодарский край не было чем-то из ряда вон. В мае 91-го стало известно, что папин отпуск откладывается (будучи директором завода, он уже понимал, что что-то не то происходит). Ну и потом грянул август 91-го. Конец 91-го и начало 92-го были такими переходными, что неясно было, что же будет. И к лету 92-го родители решили (весьма мудро, как потом оказалось) все же рвануть в путешествие. Мне было 13 лет, брату 5. С нами поехала еще бабушка (мамина мама). К тому времени, бабушку уволили из Латвийского морского пароходства в силу возраста (ей было уже 64 года и до 91-го на ее пенсионный возраст закрывали глаза).

В общем, мы поехали. Права были только у папы, поэтому было решено ехать днем, а на ночлег оставаться в гостиницах. Я, как любитель всех карт, была посажена впереди, с атласом дорог Советского Союза. Тогда-то и была придумана эта идея - записывать все крупные населенные пункты, которые мы проезжали. Первый ночлег у нас был в Великих Луках. Я помню роскошную гостиницу, с огромными кроватями и вытцветшими пледами - родители с братом были в одном номере, мы с бабушкой в другом. Вторая ночевка в Подмосковье. Я очень просила родителей заехать хоть на полдня в Москву, но времени не было, да и папа не ориентировался в дорожных развязках Москвы. Гостиницу в Домодедово я не помню. Вообще :) Мама говорит, что это было нечто среднее между гостиницей и мотелем дальнобойщиков.

Этот отрезок запомнился мне злоключением. Выезжая из Домодедово машину заправили, а через 20 километров она заглохла. Машина, надо сказать, была примечательной - папа называл ее немецким запорожцем (она так и выглядела, к слову) - Wartburg (это была последняя модель Вартбурга вообще, буквально через полгода производство было закрыто, а завод выкупил Опель). Она была новая - ее бабушке презентовало пароходство на увольнение и в благодарность за 25 лет службы. Новая-то новая, но изнеженная, как весь западный автопром (папины слова). Оказалось, нам залили разведенный бензин. Вот она и заглохла. Папа совершил гринписовское преступление - слил бензин где-то на обочине. И с канистрой пошел к ближайшей заправке. Часа три (как записано у меня) мы потеряли.

Сколько же было приключений! Особенно с дорожными знаками. Они как-то так хитро были установлены - прямо позади огромных деревьев. В темноте, да на скорости - фиг увидишь развязки. Приходилось тормозить и всматриваться - это было моим штурманским заданием. На атласе же одна и та же дорога, но на разных страницах, могла выглядеть по-разному :)) Учитывая, что страницы не совпадали и разные области мы искали по разным страницам :)))
Еду мы брали с собой, плюс у папы была бензиновая горелка - делали привал и варили картошку, макароны, даже супы. Иногда покупали что-то в кафешках.

Последняя, третья, ночевка была эпичной. Трасса Москва-Ростов (теперешняя Дон, кажется) папа была незнакома (на машине он там никогда не ездил). Близилась ночь, все устали, поэтому остановились у дальнобойщиков. Единственной, кто не спал в эту ночь - была мама, она опасалась пьяных разборок (гуляли дальнобойщики громко, пьяно, агрессивно), а дверь в единственно свободный номер (наш) не закрывалась (!). Подпирали стульями.

На четвертый день дорога стала интереснее - поля подсолнухов, бахчи с арбузами, вдоль дороги ящиками абрикосы, персики, арбузы, дыни, черешня - август же! Долго я потом фрукты не могла есть в Риге - вкус настоящих абрикосов помнила :)) Домой к папиной сестре (моей тетке) мы добрались к полуночи (решили не тратить время на еще один ночлег, да и недалеко оставалось), папа немедленно вырубился. Неделю мы провели в Красногвардейке, потом двумя машинами выехали в Новомихайловку (у дяди там дача на берегу была). Там мы остались на две недели - мы с сестрой, мамой, братом и бабушкой целыми днями пропадали на море, а папа с теткой поехали к бабушке (их маме) в Майкоп и далее по родственникам. На полтора дня выбрались в Новороссийск - повидать бабушкиного механика, с которым они отходили в море на одном судне 10 лет. Помню нескончаемые серпантины и море, куда ни поверни - море :))
Кто тогда знал, что в следующий раз я увижу свою двоюродную сестру только через 25 лет! И полечу к ней двое суток из Англии, но то отдельная история.

Обратный путь у меня вообще не вспоминается, я сверялась со своим списком (иногда оказывалось, что мы едем по другой дороге - за месяц перекрыли поворот и сделали другой). Ночевали мы в других уже гостиницах и только в Великих Луках - в той же, уж очень она была приличной. Багажник у нас был набит (помимо чемоданов) арбузами, дынями, абрикосами :)) Мама расстраивалась, что периодически нужно было что-то выкидывать, так как портилось. :)

Сейчас, в пору навигаторов, гуглмапса, мобильников, интернета и онлайн-бронирования отелей такое путешествие кажется ерундой. Но тогда.... да еще с двумя детьми и в условиях "предателей" (где-то под Усть-Лабинском услышали в свой адрес, мол, предатели, хотите независимости, чего сюда тогда ездите). Опять же все возможно все по незнанию, когда не знаешь, с чем столкнешься, смело ступаешь на тропу, ну а потом уже поздняк метаться :) Конечно, мы могли лететь самолетом (как делали раньше), но идея была именно в автопутешествии.

На листках оба пути, надо как-то разобрать их, составить точный маршрут туда и обратно. Да заламинировать странички :)) Тут не все, их много (что-то писалось в пути, потом переписывалось более аккуратно), плюс дороги до Новомихайловки, страниц 15 всего :))
2480 км в одну сторону.

Tags: биографическое, вспомнилось, путешествия

• Все уже, а я - нет

Есть такие штуки, которые считаются must для каждого человека. Не знаю почему считаются, кто эти мерки определил. Стыдно не прочитать "12 стульев",…

• Веселый ремонт в трудные времена

Дело было в 1998 году. Грянул кризис, и моя неплохая зарплата уменьшилась ровно вдвое в долларовом эквиваленте. В нашем издательском доме настроения…

• Три пожара и пять переездов

Снова понедельник (хотя местами уже вторник), тема недели - ремонт! На самом деле лично для моей семьи это очень болезненная тема. Так случилось,…

Comments allowed for members only